Эксплуатация грузовых автомобилей обычно сопровождается высокими нагрузками. Именно поэтому важно обеспечить бесперебойную работу транспорта. Регулярное техническое обслуживание – обязательное требование, которое необходимо выполнять во избежание аварийных ситуаций. Грамотный уход за грузовиком обеспечивает не только максимальную эффективность в работе, но и существенно снижает затраты на его ремонт.
Введение в техобслуживание грузовиков
Техобслуживание – это комплекс работ, проведенных с целью обеспечить максимально эффективную и бесперебойную функциональность практически всех узлов, систем и механизмов грузовика. Регулярное обследование, оперативный ремонт или замена износившихся деталей сводит к минимуму риск простоя и расходы на эксплуатацию грузового автомобиля.
Все данные о техосмотре, согласно законодательству, должны быть отображены в электронной ДК. Диагностическая карта в обязательном порядке должна содержать и подпись специалиста, который проводил работы.
Зачем важно регулярное обслуживание?
Любые сложные механизмы, и грузовые автомобили здесь не исключение, имеют свойство со временем изнашиваться. Это не только сказывается на эффективности их работы, особенно если нужно делать ее в интенсивном режиме, но и может привести к созданию аварийной ситуации или даже нести угрозу здоровью и жизни водителя, случайных прохожих, рабочих предприятия.
Техническое обслуживание – самый простой вариант существенно продлить ресурс грузовика, уменьшить расходы на топливо и даже свести к минимуму затраты на ремонт. Важно ТО проводить с периодичностью, рекомендованной производителем – это обеспечивает возможность поддерживать этот вид транспорта в рабочем состоянии долгое время, одновременно снижая риск появления серьезных поломок.
Основные преимущества регулярного обслуживания
Преимуществ соблюдение основных требований и правил ухода за грузовыми автомобилями немало. Среди них:
- повышается эффективность применения грузовика;
- проводится своевременная замена износившихся запчастей;
- продляются эксплуатационные сроки;
- снижается риск серьезной поломки с последующим дорогостоящим ремонтом.
Единственный нюанс – важно обратиться для проведения техобслуживания к опытным и добросовестным специалистам, которые действительно уделят максимум внимания практически всем элементам машины.
Проверка и замена жидкостей
Обязательным этапом техобслуживания выступает проверка уровня жидкостей. Как и любые детали грузовика, они в процессе эксплуатации теряют свои свойства, что сказывается на работе механизма.
Масло двигателя
Масло в моторе грузовика играет сразу несколько важных ролей. В первую очередь оно защищает рабочие элементы. Масло также сводит к минимуму трение деталей, обеспечивая продолжительные эксплуатационные сроки. Поддержка оптимальной температуры и надежный барьер против коррозии – это тоже входит в функции средства.
Согласно требованиям большинства производителей грузовых машин, замена масла должна проводиться каждые 10-15 тыс. км. Если автомобиль не слишком часто и интенсивно эксплуатируется, ориентироваться следует на временной период. Замену рекомендуется проводить не реже одного раза в год.
Тормозная жидкость
Замену ее рекомендуется тоже проводить не реже раза в год. Чаще всего в грузовых машинах тормозную жидкость меняют при каждом техобслуживании.
Критериями для замены можно назвать не только окончание срока работы жидкости, но и изменение внешнего вида. Если средство поменяло цвет и стало мутным, это тоже сигнал, что необходимо произвести замену.
Охлаждающая жидкость
Антифриз, согласно рекомендациям производителей, менять нужно довольно часто. Оптимально делать это каждые 40 тыс. километров. Только это гарантирует, что двигатель не будет перегреваться во время интенсивной работы грузовика.
Идеально замену охлаждающей жидкости проводить не реже раза в 10-12 месяцев. В противном случае высок риск, что в системе начнет образовываться коррозия.
Обслуживание тормозной системы
В грузовом автомобиле к тормозной системе выставляются особые требования. В любых условиях грузовик должен контролируемо замедлять движение или даже резко останавливаться, чутко и немедленно реагируя на нажатую педаль. Экономить при обслуживании или ремонте тормозной системы не стоит, хотя качественные хорошие запчасти стоят довольно дорого.
Проверка тормозных колодок и дисков
Рекомендуется проверку дисков и тормозных колодок проводить каждые 17-20 тыс. пробега грузовика. Если при торможении ощущается сильная вибрация, делать это немедленно.
Об износе основных элементов тормозной системы свидетельствуют следующие признаки:
- при торможении слышен шум или другие звуки;
- система перегревается;
- быстро снижается уровень тормозной жидкости.
Просигнализировать о необходимости проверки системы может и тормозная поверхность. Появление продольных трещин или кольцевых повреждений несвойственны при хорошей работе тормозов.
Замена тормозной жидкости
Состояние тормозной жидкости тоже должно проверяться при каждом техобслуживании. Обычно используется специальный прибор, который измеряет электропроводность.
Ориентироваться следует на показатели индикатора. Зеленый свет – жидкость в хорошем состоянии, менять ее не нужно. Желтый – характеристики довольно хорошие и автомобиль можно эксплуатировать еще некоторое время. Красный – необходимо срочно сливать тормозную жидкость и заливать новую.
Обслуживание системы охлаждения
Двигателю грузового автомобиля обычно приходится работать в интенсивном режиме. Это неминуемо приводит к повышению температуры. Предотвратить деформацию металлических элементов помогает система охлаждения, которая обеспечивает оптимальные температурные показатели. Проверять ее необходимо регулярно, ведь от этого зависит не только производительность мотора, но и стоимость текущих или капитальных ремонтных работ.
Проверка уровня и состояния антифриза
Уровень охлаждающей жидкости играет важную роль при работе двигателя. Если антифриза недостаточно, не избежать перегрева мотора. При переизбытке жидкость будет выдавливаться через расширительный бачок.
Жидкость имеет свои сроки службы. У большинства производителей это всего 2-3 года. По истечению этого периода антифриз мутнеет, меняет цвет, теряет большинство характеристик. Важно своевременно провести замену, чтобы обеспечить эффективную работу двигателя и снизить риск неисправностей.
Очистка радиатора и системы охлаждения
При каждом техосмотре обязательно проводится очистка радиатора и системы охлаждения. Это не только обеспечивает работу механизмов, но и помогает своевременно определить серьезные неисправности. У радиатора это изгибы, разрывы трубок, даже появление трещин.
После проведения работ радиатор непременно проверяется на герметичность. При серьезных повреждениях или окончании эксплуатационных сроков принимается решение о полной замене этого узла.
Система охлаждения также обязательно очищается специальными средствами. После этого проверяется, насколько корректно она работает.
Проверка и обслуживание шин
Отсутствие внимания к шинам грузового автомобиля напрямую связано с их изнашиванием – происходит это значительно быстрее. Правильный уход, своевременное обслуживание – этого обычно достаточно, чтобы не только продлить сроки службы, но и избежать серьезных последствий во время поездки.
Проверка давления в шинах
Регулировка давления – важная составляющая качественного обслуживания грузового автомобиля. Проведенная балансировка помогает правильно и равномерно распределить массу грузовика, тем самым снижая нагрузку на определенные участки. При этом обязательно снижается износ шин, а управляемость наоборот – значительно улучшается.
Давление в шинах также напрямую связано как с безопасностью, так и с производительностью грузового автомобиля. Если оно слишком высокое или наоборот – низкое, изнашиваться шины будут неравномерно. Это выльется во вполне предсказуемые последствия – возможен разрыв или потеря управления грузовиком, что особенно опасно, если приходится передвигаться по сложным участкам дороги или трассам с интенсивным движением.
Ротация шин
Чтобы повысить безопасность грузового автомобиля во время движения или существенно продлить эксплуатационные характеристики шин, рекомендуется при каждом техосмотре проводить ротацию. Даже при небольших нагрузках на грузовик изнашивания не избежать. Происходит это в большинстве случаев неравномерно, причем обычно страдают в первую очередь передние колеса. Ротация – перестановка шин между разными осями для обеспечения равномерного изнашивания покрышек, причем делать это можно как параллельно, так и перекрестно.
Обычно на станциях техобслуживания при ротации следуют простому принципу – наиболее изношенная покрышка меняется наименее изношенной. При замене в обязательном порядке учитывать функциональные особенности шин – направленность и совпадение рисунка.
Проверка состояния протектора
От общего состояния протектора зависит слишком многое. Плохое сцепление с дорожной поверхностью угрожает созданием аварийной ситуации. Изношенные шины также существенно ухудшают работу тормозного механизма.
Для определения состояния протектора на станциях техобслуживания используется специальный прибор – шиноизмеритель. Если для легковых автомобилей допустимым считается значение протектора в пределах 1,6, для грузовиков лучше применять более глубокую защиту.
Диагностика и обслуживание аккумулятора
Опытные специалисты обычно для диагностики аккумулятора применяют сразу несколько способов, что гарантирует не только максимально точные результаты, но и дает возможность определить даже скрытые дефекты и неполадки. Диагностируются актуальные данные с заявленными производителем. Если отклонение весьма высокое (от 30%), к дальнейшей эксплуатации аккумулятор уже не пригоден – придется полностью проводить замену.
Проверка напряжения аккумулятора
Используются для проверки аккумулятора специальные приборы. Мультиметр или нагрузочная вилка с высокой точностью показывают фактический ток, причем сделать это можно как вхолостую, так и под нагрузкой.
Следует также учитывать, что аккумулятор рекомендуется менять не реже раза в 3-4 года. Эти сроки особенно важно учитывать для владельцев грузовиков, которые обычно работают с большими нагрузками – характеристики этого важного элемента могут снижаться значительно быстрее. Насколько пригоден аккумулятор к дальнейшей эксплуатации, нет ли необходимости его замены – это все определяется при проверке напряжения.
Очистка клемм аккумулятора
Окисление клемм – одна из самых частых проблем, которые выявляет диагностика аккумулятора. Необходимо не только провести чистку, но и полностью убрать все окислы, восстанавливая тем самым контакт.
Для очистки клемм применяется не только механическая обработка. Отличным вариантом считается зачистка поверхности специальным инструментом или средствами, которые содержат абразивные частички.
Важность регулярных осмотров
Регулярные осмотры грузовых автомобилей позволяют избежать многих неприятных или даже опасных последствий. В первую очередь обследование грузовика специалистом позволяет своевременно определить любые нарушения в работе основных агрегатов машины. Впоследствии, если не устранить их, снизится производительность, существенно ухудшится управление автомобилем, возрастет в разы риск аварии.
Осмотр подвески и рулевого управления
Эти механизмы играют важную роль в управлении грузовым автомобилем, обеспечивая плавный ход даже при движении по сложным дорожным участкам. Проверять их рекомендуется ежегодно, ведь значительно проще при необходимости устранить незначительные неполадки, чем впоследствии решать серьезные проблемы.
Проверке подлежат следующие элементы:
- Амортизаторы. Проверяется, отсутствуют ли трещины, другие повреждения, утечки.
- Ремень-насос. Определяется правильность натяжения.
- Колеса. Они прокручиваются вручную. Специалист проверяет дисбаланс, биение, неравномерное изнашивание.
Обязательно проводится проверка, нет ли протечек в любом из элементов рулевого управления.
Проверка системы выхлопа
О неисправности системы выхлопа свидетельствует сразу несколько симптомов. В первую очередь это яркий запах гари в салоне грузовика, существенное увеличение расхода топлива, значительное ухудшение мощности мотора.
Диагностика системы выхлопа проводится на подъемнике. Определяется наличие вмятин, трещин, сквозных отверстий. Для проверки обычно используется сканер, который помогает быстро найти неисправности.
Заключение
Техническое обслуживание необходимо для каждого автомобиля, но для грузовиков проверка всех механизмов и агрегатов особенно важна. Именно от того, насколько профессионально действуют мастера сервисного центра, зависит производительность машины, безопасность, эксплуатационные сроки.
Регулярность и планирование техобслуживания
Во многом регулярность техобслуживания грузовых автомобилей зависит от категории. Если это грузовик с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, посещать сервисный центр необходимо ежегодно. Для грузовых автомобилей (грузоподъемность до 3,5 тонн) требования не столь строгие – проводить техобслуживание необходимо раз на 24 месяца (после 4 лет эксплуатации) и ежегодно, если эксплуатируется транспортное средство более 10 лет.
Техобслуживание лучше планировать заранее. Для этого связаться с сервисным центром, специалисты которого назначат время и дату для проведения работ.
Техобслуживание также рекомендуется проводить, если обнаружены неисправности. Это могут быть посторонние звуки, нарушения в работе определенных механизмов, проблемы в управлении, быстрое изнашивание шин. В таком случае необходимо сразу же обратиться к специалисту.
Советы по выбору сервисного центра
На техобслуживании грузовика экономить не стоит, поэтому обращаться лучше в сервисный центр с безукоризненной репутацией. Чтобы убедиться в профессионализме специалистов, достаточно изучить реальные отзывы. Дополнительно можно расспросить знакомых, которым уже приходилось обращаться в центр.
Заранее выяснить, на каких именно автомобилях, точнее марках, специализируется автосервис. В мастерской, которая обычно работает с определенными грузовиками, отлично знают, на что в первую очередь обратить внимание.